Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Калачинского района"

г. Калачинск, ул. Черепова, 79 А
г. Калачинск, ул. Заводская, 61

8(38155)-27-415
Оставляйте отзывы о нашей работе на сайте bus.gov.ru
ГлавнаяПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

09.08.2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться

                                                                                                Венгер Л. А.

 

Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой.

Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него  деятельности. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться. Из этого следует, что для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Также формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими.

 Составляющими психологической готовности являются:

1.Мотивационная готовность. Это желание идти в школу, желание узнавать что-то новое.

Как развить:

 — Формируйте положительное отношение: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

— Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках, устройте малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

— Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

2. Эмоционально – волевая готовность. Это способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Это адекватная самооценка. Это умение управлять эмоциями.

Как развить:

— Сформировать эти качества можно только через игру! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

— Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

— Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

3. Интеллектуальная готовность. Это умение думать, анализировать, делать выводы. Это способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики.

А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.

Как развивать:

— Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

— Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. 

4. Личностно – социальная готовность. Это готовность к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

— Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

— Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

— Читайте  художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами, играйте в школу.

— Развитие умения у ребенка правильно оценивать себя и свое поведение.    Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что » школа плохая «, » учитель злой » и т.д.  Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. 

 — Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.

  Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что — то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. 

Если же в школе ваш ребенок проявляет мало инициативы; не может включиться в общий режим работы класса; не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается; испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, то это повод обратиться к психологу.

Мирюк В.В., психолог отделения социальной реабилитации инвалидов   

Запись опубликована в категориях: Психолог советует

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым!

Чтобы оставить комментарий, заполните форму ниже:

Капча загружается...

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Бюджетное учреждение Омской области Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

© 2024 БУ “КЦСОН Калачинского района”.

Разработка и поддержка: “SdelaemBlog.ru”.