Семейная творческая студия «Академия домашнего волшебства»
Особые дети — непростое испытание для семьи. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители таких детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, находятся в хроническом стрессовом состоянии. Следовательно, родителям нужна психологическая поддержка, им необходимо расширять социальные контакты.
В Калачинском муниципальном районе проживает более 130 семей с детьми-инвалидами и более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья. Большая часть родителей имеет узкий круг общения, в основном оно ограничивается социальными сетями. Многие родители имеют творческие способности, но не могут реализовать их, полностью погрузившись в воспитание особого ребенка. Чтобы поддержать их, помочь ощутить себя самодостаточными и вырастить такими же своих детей, родителям необходима помощь в реализации их творческого потенциала.
В районе нет специализированных учреждений, где родители детей-инвалидов могли бы проводить досуг с пользой. В силу своей маломобильности, малообеспеченности данная категория граждан не имеет возможности посещать областной центр.
В отделении социальной реабилитации инвалидов бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Калачинского района» на протяжении четырех лет реализуется программа «Семейная академия», которую посещают 20 детей с инвалидностью. С детьми проводятся коррекционно — развивающие занятия. Пока дети находятся на занятиях, у родителей есть свободное время, которое они могли бы провести не просто в ожидании, а, например, посвятить полезному досугу.
Идея была озвучена на одном из методических советов учреждения и получила одобрение.
С этой целью специалистами отделения был разработан проект «Семейная творческая студия «Академия домашнего волшебства», который вошел в число победителей Фонда Президентских грантов в 2019 году.
Проект направлен на социализацию и адаптацию семей, воспитывающих детей-инвалидов, через вовлечение в процесс прикладного творчества для раскрытия внутренних ресурсов и предоставления возможностей для дальнейшей трудовой деятельности. Второе проектное направление – повышение психологической грамотности родителей, обеспечение условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала, что в результате повысит уровень и качество их жизни.
Задачи проекта:
- Приобретение и оснащение творческой мастерской оборудованием, материалами и оргтехникой.
- Привлечение к реализации проекта социальных партнеров.
- Информационное сопровождение.
- Внедрение и реализация методов и приемов арт — терапии, навыков по изготовлению развивающих пособий.
- Взаимодействие с КОУ Омской области «Калачинская адаптивная школа — интернат и семьями из отдаленных сел Калачинского района, классом общеобразовательной школы и краеведческим музеем города.
- Обобщение и тиражирование положительного опыта реализации проекта.
Партнеры проекта:
- Казенное Образовательное Учреждение Омской области «Калачинская адаптивная школа-интернат».
- МБУ Калачинский историко- краеведческий музей.
- Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области.
- БОУДО «Центр детского творчества»
Реализация проекта началась в сентябре 2019 года и закончится в мае
2020 года. В ходе реализации проекта творческая студия полностью оборудована и укомплектована швейными материалами и оргтехникой, материалами для арт-терапии. На средства гранта было приобретено следующее оборудование: плоттер для вырезания деталей из фетра, принтер цветной, швейные инструменты (ножницы, ручной пресс для установки люверсов и блочек, клеевые пистолеты и др.), фетр, фоамиран, хлопковая ткань, швейная фурнитура, контейнеры для хранения, материалы для арт-терапии (кинетический песок, краски, кисти, бумага и пр.).
В настоящее время проект в стадии активной реализации. Целевая группа проекта — 10 человек. Родители под руководством специалиста изготавливают развивающие пособия для детей: тактильные книги, сенсорные планшеты, развивающие игрушки из фетра и самостоятельно могут использовать сделанные собственными руками пособия при организации развивающих занятий со своими детьми в домашних условиях. Помимо этого, изготовление развивающих пособий может стать дополнительным источником доходов для семьи.
Ценность проекта еще и в том, что через участие в занятиях с элементами тренинга мамы повышают уровень своей психологической грамотности, обучаются навыкам и приемам использования методов арт-терапии в повседневной жизни.
Арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Она помогает решить многие важные задачи:
— диагностические (помогает получить сведения о характере и индивидуальных особенностях человека, группы);
— коррекционные (позволяет повысить самооценку, сформировать образ «Я», наладить способы взаимодействия с другими людьми);
— воспитательные (способствует более глубокому пониманию себя, своих мыслей, чувств, желаний; признанию ценности личности другого человека, корректному общению, сопереживанию, особенно при работе в группе);
— психотерапевтические (создает атмосферу доброжелательности, формирует ощущение психологического комфорта, успеха, мобилизует целебный потенциал эмоций).
Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей. Тем не менее, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними переживаниями, побеждает в себе страх. Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого себя.
Арт-терапевтическая деятельность предполагает наличие большого выбора различного материала: гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага различной плотности и цвета, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина, природный материал и т.д. На занятиях с родителями используются такие методы и технологии как изотерапия, работа с кинетическим песком, работа в песочнице, тканевая терапия, куклотерапия, прослушивание музыки, работа с метафорическими ассоциативными картами, самопрезентация, беседа.
Предлагаем вниманию читателей упражнения и техники, которые можно применять в работе с родителями.
Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется в начале арт-терапевтической сессии. Это упражнение позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятие чувств и настраивает человека на творческую работу. Для проведения упражнения понадобятся бумага, краски, карандаши, цветные мелки. Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в данный момент. Затем проводится анализ и обсуждение рисунков. Каждый из членов группы может узнать важную информацию о себе и других участниках занятия.
Коллаж. Коллаж дает возможность специалисту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. В данном методе делается упор на положительные эмоциональные переживания человека и является очень эффективным средством работы с личностью. Чаще всего тему коллажа выбирает психолог, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко в коллаж включаются личные фотографии клиента, рисунки, выполненные им ранее. Процесс: клиент берет в руки ножницы, клей, бумагу, газеты, журналы и начинает создавать коллаж. В данном упражнении допускается абсолютный полет фантазии клиента. Можно добавлять в коллаж комментарии, закрашивать свободные части бумаги. В конце упражнения проводится анализ проделанной клиентом работы.
Упражнение «Метафорический автопортрет» (по Колошиной Т.Ю.). Данная техника дает возможность с помощью образов лучше узнать самого себя, отразить истинное «Я». Для работы понадобится 4 листа бумаги, краски, карандаши или мелки, спокойная музыка. Задание:
1. Нарисуйте себя в виде растения. Какое это растение — цветок в горшке, цветущее дерево, засохший куст или нежная молодая травка?
2. Если бы вы были животным, то каким — сонной черепахой или быстрым гепардом?
3. Если бы вы были оружием, то каким — красивым кинжалом или Царь- пушкой?
4. Если бы вы были украшением, то каким — массивным ожерельем с бриллиантами, простым колечком из серебра, брелоком для ключей или наручными часами?
После завершения проводится анализ и обсуждение всех рисунков, важно понять, есть ли что-то общее между ними, какой рисунок нравится больше всех, какой было легче рисовать, хочется ли внести изменения в какой- либо рисунок.
Особое внимание уделяется работе с метафорическими картами. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека. Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, о том, что для него важно. Из его рассказа становится понятно, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит. Таким образом, карты являются источником информации о человеке.
Техника работы с открытыми картами «Визитка».
Необходимо разложить карты перед клиентом или группой вверх изображениями. Попросить выбрать свою карту — визитку или создать визитку из нескольких карт, и представить ее группе.
Техника работы с закрытыми метафорическими картами «Сходство».
Разложить карточки перед клиентом картинками вниз. Вытаскивая карточку не глядя, клиент должен рассказать о сходстве между собой и изображением. Например, я такая же верная, как эта собака.
Техника «Групповой рассказ».
Задача группы – по кругу рассказывать историю. Первый человек открывает карту и начинает рассказ, следующий человек берет карту и продолжает рассказ.
Техника «Групповое генерирование идей.
Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них в руках. После того как каждый озвучит свою идею, следующий участник задает задачу.
Следует отметить, что основное внимание уделяется обучению родителей изготовлению развивающих пособий. В преддверии празднования Международного дня инвалидов была проведена акция «Подари ребенку радость», в которой приняли участие специалисты отделения и родители, воспитывающие детей — инвалидов. В рамках этой акции в дошкольные группы детей с нарушением интеллекта и тяжёлыми нарушениями развития общеобразовательного учреждения Омской области «Калачинская адаптивная школа-интернат» было передано 15 развивающих пособий, изготовленных из фетра и ткани, с использованием бусин, пуговиц, лент, шнуров и т.д. Актуальность данных пособий заключается в том, что в них собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребёнка к развитию, обучению, свободному активному общению со взрослыми и сверстниками. Коллектив дошкольного отделения выразил слова благодарности в адрес специалистов: «… спасибо за полезные и необходимые пособия, которые очень нужны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Подарок пришёлся всем дошкольникам по душе! Благодаря Вашему замыслу, продуманности каждого действия от идеи до полного воплощения и реализации значимого проекта встреча получилась интересной, яркой и незабываемой! Примите слова искренней благодарности за мероприятие в рамках проведения акции «Подари ребёнку радость». Спасибо, что помогаете детям! «. На апрель — май 2020 года запланирована еще одна акция «Подари ребёнку радость», в которой в качестве получателей игрушек и развивающих пособий станут дети-инвалиды, проживающие в отдаленных сельских поселениях.
Несколько слов о наших пособиях.
Развивающие пособия «Времена года» и «Волшебный мешочек» помогают в игровой форме запоминать порядок времен года и их признаки, выполнять счёт предметов и соотносить с числом, способствуют развитию мелкой моторики, зрительного и тактильно-двигательного восприятия.
Пособия «Ёжик», «Шнурок с геометрическими фигурами», шнуровка «Яблоко», «Ёлочка с игрушками», «Корзина с цветами» направлены на развитие моторики рук и пальцев, зрительно-моторной координации.
Игровые планшеты «Домики для птичек», «Бабочки и лепестки семицветика» помогают в изучении цвета, счета. Пособие «Матрешки- застежки» направлено на изучение цвета (7 матрешек, 7 цветов радуги), изучение геометрических форм (у каждой матрешки внутри «кармашек», выполненный в форме круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, трапеции, овала), обучение застегивать 7 разных видов застежек: крючок, карабин, пуговицы, молния, шнуровка, липучка, кнопки. Также с помощью матрешек учим эмоции (радость, смех, задумчивость, грусть, удивление, злость, недовольство), учим величины и цифры. В рамках проекта родители шьют развивающие книги и игровое покрывало.
Все пособия сразу привлекают внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Многофункциональность развивающих пособий заключается в том, что они могут использоваться педагогами в различных видах деятельности: развитие речи, познавательное развитие, обучение игре, формирование элементарных математических представлений и, в зависимости от поставленных задач, пособия могут использоваться в разных возрастных группах.
Проект «Семейная творческая студия «Академия домашнего волшебства» позволил нам реализовать еще одну важнейшую для общества задачу – формирование толерантного отношения к проблемам инвалидности среди молодежи. Накануне новогодних праздников к изготовлению игрушек были привлечены волонтеры из числа учащихся 8-11 классов одной из общеобразовательных школ города. Эти же ребята в качестве сказочных героев выступали на новогоднем утреннике. Совместно с волонтерами, родителями и специалистами было изготовлено около 30 игрушек: новогодние олени, белочки, зайцы, мышки, сказочные птички и т.д. Сколько улыбок и радости было у ребят, когда дед Мороз дарил не только сладкий подарок, а еще и яркую, красивую игрушку!
В апреле 2020 года запланировано проведение творческой выставки работ родителей и презентация проекта среди коллег из других комплексных центров.
В настоящее время можно отметить следующие качественные результаты проекта:
- оборудована и укомплектована творческая студия;
- увеличилось количество родителей, повысивших уровень психологической грамотности и освоивших методы и приемы арт-терапии;
- целевая группа участников проекта обучилась изготовлению развивающих пособий;
- организована деятельность по формированию толерантного отношения к инвалидности среди молодежи.
По завершении проекта планируется расширение целевой группы получателей услуг в формате семейного досугового клуба, где родители смогут посвятить время саморазвитию, расширить социальные контакты и приобрести опыт воспитания особенных детей.
Зуева О.В., психолог отделения социальной реабилитации инвалидов
Комментариев пока нет, но вы можете стать первым!