Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Калачинского района"

г. Калачинск, ул. Черепова, 79 А
г. Калачинск, ул. Заводская, 61

8(38155)-27-415
Оставляйте отзывы о нашей работе на сайте bus.gov.ru
ГлавнаяСемейная творческая студия «Академия домашнего волшебства»

28.04.2020

Семейная творческая студия «Академия домашнего волшебства»

Особые дети — непростое испытание для семьи. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители таких детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, находятся в хроническом стрессовом состоянии.  Следовательно, родителям нужна психологическая поддержка, им необходимо расширять социальные контакты.

В Калачинском муниципальном районе проживает более 130 семей с детьми-инвалидами и более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья. Большая часть родителей имеет узкий круг общения, в основном оно ограничивается социальными сетями. Многие родители имеют творческие способности, но не могут реализовать их, полностью погрузившись в воспитание особого ребенка. Чтобы поддержать их, помочь ощутить себя самодостаточными и вырастить такими же своих детей, родителям необходима помощь в реализации их творческого потенциала.

В районе нет специализированных учреждений, где родители детей-инвалидов могли бы проводить досуг с пользой. В силу своей маломобильности, малообеспеченности данная категория граждан не имеет возможности посещать областной центр.

В отделении социальной реабилитации инвалидов бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Калачинского района» на протяжении четырех лет реализуется программа «Семейная академия», которую посещают 20 детей с инвалидностью. С детьми проводятся коррекционно — развивающие занятия. Пока дети находятся на занятиях, у родителей есть свободное время, которое они могли бы провести не просто в ожидании, а,  например, посвятить полезному досугу.

Идея была озвучена на одном из методических советов учреждения и получила одобрение.

С этой целью специалистами отделения был разработан проект «Семейная творческая студия «Академия домашнего волшебства», который вошел в число победителей  Фонда Президентских грантов в 2019 году.

 Проект направлен на социализацию и адаптацию семей, воспитывающих детей-инвалидов, через вовлечение в процесс прикладного творчества для раскрытия внутренних ресурсов и предоставления возможностей для дальнейшей трудовой деятельности. Второе проектное направление – повышение психологической грамотности родителей, обеспечение условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала, что в результате повысит уровень и качество их жизни.

Задачи проекта:

  1. Приобретение и оснащение творческой мастерской оборудованием, материалами и оргтехникой.
  2. Привлечение к реализации проекта социальных партнеров.
  3. Информационное сопровождение.
  4. Внедрение и реализация методов и приемов арт — терапии, навыков по изготовлению развивающих пособий.
  5. Взаимодействие с КОУ Омской области «Калачинская адаптивная школа — интернат и семьями из отдаленных сел Калачинского района, классом общеобразовательной школы и краеведческим музеем города.
  6. Обобщение и тиражирование  положительного опыта реализации проекта.

Партнеры проекта:

  1. Казенное  Образовательное Учреждение Омской области «Калачинская адаптивная школа-интернат».
  2. МБУ Калачинский историко- краеведческий музей.
  3. Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района Омской области.
  4. БОУДО «Центр детского творчества»

Реализация проекта началась  в сентябре 2019 года и закончится в мае

2020 года. В ходе реализации проекта творческая студия  полностью оборудована и укомплектована швейными материалами и оргтехникой, материалами для арт-терапии. На средства гранта было приобретено следующее оборудование: плоттер для вырезания деталей из фетра, принтер цветной, швейные инструменты (ножницы, ручной пресс для установки люверсов и блочек, клеевые пистолеты и др.), фетр, фоамиран,  хлопковая ткань, швейная фурнитура, контейнеры для хранения, материалы для арт-терапии (кинетический песок, краски, кисти, бумага и пр.).

В настоящее время проект в стадии активной реализации. Целевая группа проекта — 10 человек. Родители под руководством специалиста изготавливают развивающие пособия для детей:  тактильные книги, сенсорные планшеты, развивающие игрушки из фетра и  самостоятельно могут использовать сделанные собственными руками пособия при организации развивающих занятий со своими детьми в домашних условиях. Помимо этого, изготовление развивающих пособий может стать дополнительным источником доходов для семьи.

Ценность проекта еще и в том, что через участие в занятиях с элементами тренинга мамы повышают уровень своей психологической грамотности, обучаются навыкам и приемам использования методов арт-терапии в повседневной жизни.

Арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Она помогает решить многие важные задачи:

— диагностические (помогает получить сведения о характере и индивидуальных особенностях человека, группы);

— коррекционные (позволяет повысить самооценку, сформировать образ «Я», наладить способы взаимодействия с другими людьми);

— воспитательные (способствует более глубокому пониманию себя, своих мыслей, чувств, желаний; признанию ценности личности другого человека, корректному общению, сопереживанию, особенно при работе в группе);

— психотерапевтические (создает атмосферу доброжелательности, формирует ощущение психологического комфорта, успеха, мобилизует целебный потенциал эмоций).

Основное отличие арт-терапии от прочих форм психотерапевтической  работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей. Тем не менее, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними переживаниями, побеждает в себе страх.  Упражнения в арт-терапии выполняют функцию инструмента для исследования идей, событий и чувств, развития межличностных отношений  навыков, поднятия самооценки и уверенности в собственных силах, а также для создания нового, более успешного образа самого  себя.

 Арт-терапевтическая деятельность предполагает наличие большого выбора различного материала: гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага различной плотности и цвета, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина, природный материал и т.д. На занятиях с родителями используются такие методы и технологии как изотерапия, работа с кинетическим песком, работа в песочнице, тканевая терапия, куклотерапия, прослушивание музыки, работа с метафорическими ассоциативными картами, самопрезентация, беседа.

Предлагаем вниманию читателей упражнения и техники,  которые можно применять в работе с родителями.

Индивидуальное рисование. Данное упражнение выполняется в начале арт-терапевтической сессии. Это  упражнение позволяет каждому члену группы лучше узнать друг друга, а также стимулирует восприятие чувств и настраивает человека на творческую работу. Для проведения упражнения понадобятся бумага, краски, карандаши, цветные мелки.  Далее каждый участник должен начать рисовать свои чувства и ощущения, возникающие у него в данный  момент. Затем проводится анализ и обсуждение рисунков. Каждый из членов группы может узнать важную информацию о себе и других участниках занятия.

 Коллаж. Коллаж  дает возможность специалисту оценить текущее психологическое состояние клиента, определить наиболее тревожащие его переживания. В данном методе делается упор на положительные эмоциональные переживания человека и является очень эффективным средством работы с личностью. Чаще всего тему коллажа выбирает психолог, опираясь на проблемы и потребности клиента. Коллаж изготавливается из газет, глянцевых журналов, изображений и фотографий. Нередко  в коллаж включаются личные фотографии клиента, рисунки, выполненные им ранее.  Процесс: клиент берет в руки ножницы, клей, бумагу, газеты, журналы и начинает создавать коллаж. В данном упражнении допускается абсолютный полет фантазии клиента.  Можно добавлять в коллаж комментарии, закрашивать свободные части бумаги. В конце упражнения проводится анализ проделанной клиентом работы.

 Упражнение «Метафорический автопортрет» (по Колошиной Т.Ю.). Данная техника дает возможность с помощью образов лучше узнать самого себя, отразить истинное «Я». Для работы понадобится 4 листа бумаги, краски, карандаши или мелки, спокойная музыка. Задание:

1. Нарисуйте себя в виде растения. Какое это растение — цветок в горшке, цветущее дерево, засохший куст или нежная молодая травка?

2. Если бы вы были животным, то каким — сонной черепахой или быстрым гепардом?

3. Если бы вы были оружием, то каким — красивым кинжалом или Царь- пушкой?

4. Если бы вы были украшением, то каким — массивным ожерельем с бриллиантами, простым колечком из серебра, брелоком для ключей или наручными часами?

После завершения проводится анализ и обсуждение всех рисунков, важно понять, есть ли что-то общее между ними, какой рисунок нравится больше всех, какой было легче рисовать, хочется ли внести изменения в какой- либо рисунок.

Особое внимание уделяется  работе с метафорическими картами. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека. Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, о том, что для него важно. Из его рассказа становится понятно, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит. Таким образом, карты являются источником информации о человеке.

Техника работы с открытыми картами «Визитка».

Необходимо разложить карты перед клиентом или группой вверх изображениями. Попросить выбрать свою карту — визитку или создать визитку из нескольких карт, и представить ее группе.

Техника работы с закрытыми метафорическими картами «Сходство».

Разложить карточки перед клиентом картинками вниз. Вытаскивая карточку не глядя, клиент должен рассказать о сходстве между собой и изображением. Например, я такая же верная, как эта собака.

Техника «Групповой рассказ».

Задача группы – по кругу рассказывать историю. Первый человек открывает карту и начинает рассказ, следующий человек берет карту и продолжает рассказ.

Техника «Групповое генерирование идей.

Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них в руках. После того как каждый озвучит свою идею, следующий участник задает задачу.

Следует отметить, что основное внимание уделяется обучению родителей изготовлению развивающих пособий. В преддверии празднования Международного дня инвалидов была проведена акция «Подари ребенку радость», в которой приняли участие специалисты отделения и родители, воспитывающие детей — инвалидов. В рамках этой акции в дошкольные группы детей с нарушением интеллекта и тяжёлыми нарушениями развития общеобразовательного учреждения Омской области «Калачинская адаптивная школа-интернат» было передано 15 развивающих пособий, изготовленных из фетра и ткани, с использованием бусин, пуговиц, лент, шнуров и т.д. Актуальность данных пособий заключается в том, что в них собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребёнка к развитию, обучению, свободному активному общению со взрослыми и сверстниками. Коллектив  дошкольного отделения  выразил слова благодарности в адрес специалистов:  «… спасибо за полезные и необходимые пособия, которые очень нужны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Подарок пришёлся всем дошкольникам по душе! Благодаря Вашему замыслу, продуманности каждого действия от идеи до полного воплощения и реализации значимого проекта встреча получилась интересной, яркой и незабываемой! Примите слова искренней благодарности за мероприятие в рамках проведения акции «Подари ребёнку радость». Спасибо, что помогаете детям! «. На апрель — май 2020 года  запланирована еще одна акция «Подари ребёнку радость», в которой в качестве получателей игрушек и развивающих пособий станут дети-инвалиды, проживающие в отдаленных сельских поселениях.

Несколько слов о наших пособиях.

Развивающие пособия «Времена года» и «Волшебный мешочек» помогают в игровой форме запоминать порядок времен года и их признаки, выполнять счёт предметов и соотносить с числом, способствуют развитию мелкой моторики, зрительного и тактильно-двигательного восприятия.

Пособия «Ёжик», «Шнурок с геометрическими фигурами»,  шнуровка «Яблоко», «Ёлочка с игрушками», «Корзина с цветами» направлены на развитие моторики рук и пальцев, зрительно-моторной координации. 

Игровые планшеты «Домики для птичек», «Бабочки и лепестки семицветика»  помогают в изучении цвета, счета. Пособие «Матрешки- застежки» направлено на  изучение цвета (7 матрешек, 7 цветов радуги), изучение геометрических форм (у каждой матрешки внутри «кармашек», выполненный в форме круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, трапеции, овала),  обучение застегивать 7 разных видов застежек: крючок, карабин, пуговицы, молния, шнуровка, липучка, кнопки. Также с помощью матрешек учим эмоции (радость, смех, задумчивость, грусть, удивление, злость, недовольство), учим величины и цифры. В рамках проекта родители шьют развивающие книги и игровое покрывало.

Все пособия сразу привлекают внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.

Многофункциональность развивающих пособий заключается в том, что они могут использоваться педагогами в различных видах  деятельности: развитие речи, познавательное развитие, обучение игре, формирование элементарных математических представлений и, в зависимости от поставленных задач, пособия могут использоваться в разных возрастных группах.

Проект «Семейная творческая студия «Академия домашнего волшебства» позволил нам  реализовать еще одну важнейшую для общества задачу –  формирование толерантного отношения к проблемам инвалидности среди молодежи.  Накануне новогодних праздников к изготовлению игрушек были привлечены волонтеры из числа учащихся 8-11 классов  одной из общеобразовательных школ города. Эти же ребята в качестве сказочных героев выступали на новогоднем утреннике. Совместно с волонтерами, родителями и специалистами было изготовлено около  30 игрушек: новогодние олени, белочки, зайцы, мышки, сказочные птички и т.д. Сколько улыбок и радости было у ребят, когда дед Мороз дарил не только сладкий подарок, а еще и  яркую, красивую игрушку!

В апреле 2020 года запланировано проведение  творческой выставки работ родителей и  презентация проекта среди коллег из других комплексных центров.

В настоящее время можно отметить следующие качественные результаты проекта:

  • оборудована и укомплектована  творческая студия;
  • увеличилось количество родителей, повысивших уровень психологической грамотности и освоивших методы и приемы арт-терапии;
  • целевая группа участников проекта обучилась  изготовлению развивающих пособий;
  • организована деятельность по формированию толерантного отношения к инвалидности среди молодежи.

По завершении проекта планируется расширение целевой группы получателей услуг в формате семейного досугового клуба, где родители смогут посвятить время саморазвитию, расширить социальные контакты и приобрести опыт воспитания особенных детей.

Зуева О.В., психолог отделения социальной реабилитации инвалидов

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым!

Чтобы оставить комментарий, заполните форму ниже:

Капча загружается...

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Бюджетное учреждение Омской области Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

© 2024 БУ “КЦСОН Калачинского района”.

Разработка и поддержка: “SdelaemBlog.ru”.