Дети особой заботы
Часто поведение чужих детей вызывает у нас раздражение, а реакция их родителей – недоумение. Но непослушание и плач – не всегда признаки плохого воспитания. Возможно, перед вами особый ребенок.
«Особые» дети – это довольно большая группа ребятишек с трудностями в развитии. И мир, в котором живут «особые» дети отличается от мира обычных детей и тем более от мира, в котором живут обычные взрослые. К сожалению, малышей с теми или иными особенностями развития рождается все больше. Проблема в том, что мы слишком мало знаем о них и действительно не умеем с ними общаться. Кажется, что столкнулся с чужой системой координат, где действуют совершенно иные законы и принципы.
Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при общении с «особыми» детками:
- Если вы встретились взглядами, улыбнитесь ребенку и его родителям. Не отводите взгляд виновато. Будьте естественны.
- Соблюдайте дистанцию. Не нужно с ходу обниматься и брать чужого малыша на руки. Если сам ребенок не пытается наладить с вами тактильный контакт, не проявляйте инициативу.
- Будьте спокойны, говорите ровно, не повышая голоса и избегая чрезмерной жестикуляции. Используйте простые, понятные, короткие предложения с четким смыслом.
- Не говорите с «грудничковой интонацией», не сюсюкайте. Вы можете недооценить уровень развития и обидеть маленького собеседника.
- Если вы хотите помочь, спросите у родителей разрешения. Ваши безобидные, на первый взгляд, действия могут напугать или расстроить малыша.
- Если ребенок шумит, не может усидеть на месте, громко плачет, не запугивайте и не стыдите его. Родители лучше знают, как успокоить свое чадо. Будьте терпеливы. Ваше раздражение дети заметят еще раньше, чем вы его осознаете, и это только усложнит взаимопонимание.
Первым шагом в установлении контакта с «особым» ребенком является признание особенности его мира. В нем просто работают другие механизмы восприятия и переработки информации. У него другой жизненный опыт. И это надо учитывать и относиться к этому с уважением.
В повседневной жизни мы можем столкнуться с ситуацией, когда наш ребенок может задать вопрос: «Мам, а почему он в коляске?». Постарайтесь доступным языком объяснить своему ребенку, что все мы разные. Есть дети со светлыми волосами, есть с темными, большие и маленькие, тихие и шумные, некоторые из них неразговорчивые, а другие слишком болтливые, некоторые не могут ходить, кто-то не видит или выглядит не совсем обычно. Эти дети такие же добрые и хорошие, с ними тоже можно дружить, и ни в коем случае нельзя обижать их только потому, что они не похожи на нас.
Нужно понимать, что в нашей стране воспитание «особых» детей связано с большими трудностями. Наше общество все еще не толерантно. И, несмотря на раннюю диагностику, многие узнают о каких-либо аномалиях в развитии ребенка уже после его рождения. Семьям с такими детишками действительно сложно. Их жизнь связана с большими физическими, эмоциональными и финансовыми затратами. Однако следует отметить, что некоторые родители чувствуют себя счастливее тех, у кого здоровые дети. Возникшие сложности помогают открывать в себе новые ресурсы и отделять важное от незначительного. В любом случае, при общении с такими родителями требуется деликатность, не нужно их жалеть и сочувствовать. Они любят своего ребенка не меньше, чем вы любите своего. И они рады, что он с ними.
В БУ «КЦСОН Калачинского района с «особыми» детками и их родителями работают специалисты отделения социальной реабилитации инвалидов: специалист ЛФК, специалисты по социальной работе, психолог, логопед. В учреждении можно получить квалифицированную помощь родителям, а деткам — посетить практические занятия, направленные на развитие познавательных процессов, творческих способностей, мелкой моторики, развитие тактильной и сенсорной чувствительности, коррекцию страхов, переживаний, снятие эмоционального напряжения. В работе используется кинетический песок, песочница с кварцевым песком, элементы куклотерапии и свободного рисования, элементы сказкотерапии. Практика показывает, что регулярные занятия могут принести хорошие результаты. Надеемся, что для каждого ребенка визит в учреждение станет площадкой для приятного общения и развития.
Записаться на консультацию к специалистам можно по телефону 27-409 или обратиться по адресу: г. Калачинск, ул. Заводская, 61.
О.В. Зуева, психолог отделения социальной реабилитации инвалидов
Комментариев пока нет, но вы можете стать первым!