Правила общения c глухими и слабослышащими людьми
В нашем обществе нередко встречаются люди с нарушениями слуха. Вспомните, наверняка вам приходилось где-нибудь на улице видеть двух, трех человек, которые активно жестикулировали руками, эмоционально без слов изъясняясь между собой. Их способ общения – язык жестов, чтение по губам и.т.д. Несомненно, этим людям гораздо сложнее выживать в современном мире. И нам необходимо знать правила этикета при встрече с ними. Представляем несколько советов, которые помогут сделать общение со слабослышащим или глухим человеком более легким и комфортным.
- Когда вы видите людей, общающихся с помощью жестов, не обращайте на них пристального внимания, не показывайте пальцем, а детям объясните, что это обычные люди, просто разговаривают между собой с помощью рук.
- Если вам самим пришлось общаться с таким человеком, помните, его уши – это его глаза. Он должен вас хорошо видеть. Нельзя во время общения отворачиваться, вставать на солнце или в тень.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
- Если человек читает по губам, проговаривайте слова четко, следите за артикуляцией. Если он не понимает вас, скажите это же, но другими словами.
- Некоторые люди могут слышать, если с ними говорить немного громче обычного, подбирая необходимый уровень громкости.
- Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, нежелательно общаться в больших или многолюдных помещениях.
- Еще один хороший метод общения – это метод записок. Можно писать друг другу на обычном листе бумаги.
- Современные технологии не стоят на месте. Сейчас переписку можно вести в телефоне, поочередно набирая текст.
- Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
- Если вы не знаете, какой способ общения предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».
- Общаясь с глухими, нельзя перескакивать с одной темы разговора на другую. Избегайте несущественных слов. Нужно говорить простыми фразами. Например, правильно сказать «Когда вы приедете?», не правильно: «И когда мне вас ждать?»
- Помните, что глухому человеку трудно понять тонкости интонации: шутки, сарказм, насмешки, иронию. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?».
- Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
- Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
- Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Надеемся, что эти простые советы помогут вам сделать общение со слабослышащими и глухими людьми более легким и комфортным.
Бляева Л.В., психолог БУ «КСЦОН Калачинского района»
Комментариев пока нет, но вы можете стать первым!